(Картушин Михаил Поликарпович; 1859, хутор Попков ст-цы Островской земли Войска Донского - 4.06.1934, Москва), старообрядческий архиеп. Московский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви), двоюродный брат Московского архиеп. Иоанна (Картушина). Род. в казачьей старообрядческой семье. В 1886 г. стал старообрядческим священником, прослужил на хуторе Попков 23 года, в 1895 г. овдовел. Постановлением старообрядческого Освященного собора, прошедшего в 1904 г. в Гомеле, избран кандидатом в епископы для Саратовско-Астраханской епархии. Архиерейская хиротония состоялась 7 дек. 1908 г. на Рогожском кладбище в Москве, ее совершили Московский архиеп. Иоанн (Картушин) и еп. Александр (Богатенков). В 1909 г. М. получил приглашение на торжества по случаю открытия имп. Саратовского Николаевского ун-та от его 1-го ректора, профессора, хирурга В. И. Разумовского. Это было единственное приглашение старообрядческого архиерея на светское торжество в дореволюционный период. В 1911 г. М. в Саратове выпустил сборник воззваний в поддержку трезвости. В 1914 г. совершил поездку по св. местам правосл. Востока.
После смерти в 1915 г. архиеп. Иоанна (Картушина) М. был избран одним из 3 кандидатов на архиепископский престол. Архиепископом Московским избран по жребию на Освященном соборе 26 авг. 1915 г. Процесс избрания архиепископа и кандидатура М. вызвали критику в старообрядческих кругах: на 1-м этапе выборов М. набрал 8 голосов, в то время как 2 др. кандидата, епископы Александр (Богатенков) и Евлогий (Алгазин), получили по 35 голосов. Несмотря на такой разрыв, по результатам жеребьевки Московским архиепископом стал М.; возведение его в сан архиепископа 30 авг. 1915 г. возглавил Белокриницкий митр. Макарий (Лобов) (см. полемику о выборах: Освященный Собор // Старообр. мысль. К., 1915. № 9. С. 868-871; Зенин Н. Д. К чему же все это свелось // Там же. № 10. С. 908-913; О выборах архиепископа на Московскую кафедру // Там же. С. 913-914; Березовский Н. По поводу избрания архиепископа // Там же. С. 914-915).
Летом 1917 г. вместе с епископами Геронтием (Лакомкиным), Геннадием (Лакомкиным) и Александром (Богатенковым) подписал ответ на обращение совета Всероссийских съездов единоверцев (см. Единоверие). Обращение, в к-ром содержался призыв к примирению и объединению, было передано старообрядцам 31 мая 1917 г. (в период работы старообрядческого Освященного собора) епископами Андреем (Ухтомским), Иосифом (Петровых), прот. Симеоном Шлеёвым (см. Симон (Шлеёв), сщмч.) и др. В ответе старообрядческих епископов говорилось: «Прежде чем приглашать к единению, необходимо, чтобы последователи реформ патриарха Никона при участии восточных патриархов соборне отвергли и осудили безрассудные клятвы и злохуления, произнесенные на святоотеческие предания и обычаи и на православных христиан, содержащих оные; обязаны раскаяться и испросить прощение как за эти клятвы и злохуления, так и за все бесчеловечные мучения и гонения, каким подвергали они и их предки держателей святоотеческих преданий» (Слово Церкви. М., 1917. № 36. С. 609-610). В «Открытом письме к старообрядческим епископам Белокриницкой иерархии» еп. Андрей (Ухтомский) обвинил старообрядческих архиереев в нежелании вести диалог (Заволжский летописец. Уфа, 1917. № 22. С. 631-637; то же: Слово Церкви. 1917. № 45/47. С. 743-744).
В 1918 г. М. разослал по приходам архипастырское послание в связи с публикацией 20 янв. декрета Совета народных комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». В послании среди прочего говорилось: «Осквернение исторических святынь, храмов и проч. священных предметов стало почти обычным явлением. Люди, получившие, по их мнению, свободу, употребляют ее во зло... Это декрет не о свободе совести, а сатанинское издевательство над верующей душой русского народа... Мы должны защищать веру Божию и св. Церковь, отстаивая ее вплоть до страданий, если бы которые и пришлось нам терпеть» (Голос Церкви. М., 1918. № 2. С. 49-54). Со 2-й пол. 1918 по дек. 1922 г. М. находился в Донской епархии, территория которой до весны 1920 г. была занята войсками А. И. Деникина. В этот период обязанности Московского архиепископа исполнял еп. Александр (Богатенков). Освященный собор, прошедший в мае 1922 г., постановил возвести последнего в сан архиепископа, если М. не вернется. В конце года М. приехал в Москву. В 1923 г. М. вместе с С.-Петербургским и Тверским еп. Геронтием (Лакомкиным) выпустил «Архипастырское послание» с призывом к своей пастве быть лояльной по отношению к советской власти. В 1925 г. возобновилось проведение Освященных соборов на Рогожском кладбище, М. был постоянным их председателем, возглавлял Совет при архиепископе. В 20-х гг. XX в. при деятельном участии М. сохранялись старообрядческие епархии, поддерживалось функционирование приходов. Решения соборов были направлены на противодействие идеологии безбожия, кадровое укрепление старообрядчества (организация пастырских курсов, выборы и рукоположение епископов и др.), укрепление благочиния, совершенствование церковного пения. В 1932 г. в связи с уголовным делом, возбужденным против ряда московских старообрядцев, в квартире М. был проведен обыск, архиепископ не пострадал. М. похоронен на Архиерейских могилах на Рогожском кладбище.